По сообщению официального сайта Федеральной Антимонопольной службы, председатель экспертного совета Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, отметил: «Антимонопольные органы стран СНГ провели анализ рынков международных рынков услуг связи, рассмотрели основные направления рынков услуг связи, а также меры воздействия государства на эти рынки. Появление на рынке новых инновационных технологий предоставления услуг связи, к которым относится IP-телефония, в том числе Skype позволяют значительно, в 10-15 раз, удешевить связь. В СНГ нет устоявшегося отношения к нормативно-правовому регулированию. «Этот сегмент рынка развивается очень активно», - добавил он.
Жан-Жак Саэль, директор по вопросам государственного регулирования в Европе компании «SKYPE», подготовил доклад о практике и предложениях компании, которые могли бы обеспечить развитие конкуренции на рынках услуг связи. Он рассказал о важнейших изменениях в мире связи, технологий и услуг, особенно выделив переход к IP- инфраструктуре и услугам, которые становятся важными для общества и экономики. «Широкополосный доступ в интернет (доступ к фиксированной и мобильной связи 3G, LTE) становится повсеместным», - подчеркнул он. Еще одно важное нововведение – переход от аппаратных средств к программному обеспечению, когда голос уже не дифференцируется от других видов континента и пакетный трафик не различается по типу пакетов. Также Жан-Жак Саэль заметил, что «пользователь становится более важным звеном в цепи связи: пользователь становится активным участником в выборе технологий и услуг. Пользователь может использовать несколько средств связи». Экспертный совет обсудил вопросы, каким образом сделать так, чтобы внедрение новых технологий и инноваций приносило пользу потребителям, как по ценам, так и по расширению возможности выбора, что возможно лишь при создании предпосылок для развития конкуренции. «Подходы к регулированию следуют за технологическими и потребительскими тенденциями,а не наоборот». Важно при этом, чтобы создавались новые и устранялись старые административные барьеры. Регулирование должно способствовать внедрению самого широкого спектра технологий, следовать за потребностями потребителей и рождать новые. Регулирование в телекоммуникационной сфере должно быть более гибким, а границы отраслевого регулирования — должны сужаться. Ситуация на телекоммуникационном рынке Европы, которая существовала ранее:
- присутствие нескольких крупных вертикально интегрированных игроков;
- контроль за цепочкой создания стоимости и конечным потребителям;
- конкуренция ограниченна или отсутствует;
- потребности потребителей и потребитель не имеют значения для бизнеса, либо игнорируются.
Сейчас существенно трансформировалась:
- присутствуют, но мало, вертикально интегрированные игроки;
- барьеры для входа на рынок низкие и на уровне доступа, и на уровне услуг;
- интенсивная конкуренция на уровне инфраструктуры, доступа и услуг способствует развитию инноваций, с связи с чем регулярно появляются новые услуги;
- потребители имеют доступ к широкому и постоянно расширяющемуся спектру услуг любой страны мира через интернет.
Жан-Жак Саэль также отметил, что «законодательное регулирование, стимулирующее конкуренцию, способствует притоку инвестиций в инфраструктуру».
Существует сильная положительная взаимосвязь (59%) между наличием параллельных инфраструктур и конкуренции, дающей доступ в сеть, и долями компаний на розничном рынке и рыночными ценами в четырех ключевых областях: узкополосном доступе, мобильной связи, бизнес услугах, широкополосном доступе, - утвержает он.- Такая взаимосвязь прослеживается в странах с более развитой системой, и наблюдается тенденция к достижению лучших результатов в сфере развития конкуренции и, соответственно, благополучия потребителя».
Директор по вопросам государственного регулирования в Европе компании «SKYPE» поведал собравшимся также и о направлениях регулирования в будущем: «Необходимо создание условий для конкуренции, при которых государство обеспечивает на рынке отсутствие дискриминации при доступе в сеть по всей цепочке создания стоимости, что стимулирует рост инноваций».
Выступление Жан-Жак Саэля вызвало большой интерес участников экспертного совета, ему было задано много вопросов, на которые он постарался ответить максимально подробно.
Члены экспертного совета и присутствующие на заседании представители бизнеса высказали мнение о высоких перспективах новых технологий и инноваций при оказании услуг связи, а также заинтересованность российских компаний в предоставлении аналогичных услуг. Так, представителем ОАО «Ростелеком» было отмечено, что в результате применения технологии Skype на российском рынке потери российских операторов составили только за 2009г. предположительно 6,7 млрд. руб. В настоящее время от более широкого распространения сервисов типа Skype пользователей удерживает низкое проникновение услуг широкополосного доступа (ШПД) к сети интернет в регионах России. При этом прогнозируемый прирост в 2010 году составит 16 млн., в 2011году -18,6 млн. абонентов, а недополученная выручка российских операторов связи может составить в 2011году -10,5 млрд. руб. Было отмечено также, что современное состояние регуляторной базы в сфере связи в России и СНГ затрудняет предоставление услуг на основе технологии Skype, а подчас делает их оказание противозаконным. Для возврата в правовое поле и стимулирование развития рынка требуется скорейшая корректировка телекоммуникационного законодательства в части применения (VoIP-телефонии) (Voice over IP). Анатолий Голомолзин отметил: «Тема для обсуждения была очень полезной интересной. Необходимо совершенствование нормативной базы, с целью создания российским операторов условий для свободного предоставления аналогичных услуг. Требуется движение в направлении внедрения инновационных технологий в телекоммуникационной сфере. В противном случае можно проиграть в международной конкуренции».
Вторым вопросом на повестке дня стояло обсуждение поправок в статью 17.1 ФЗ «О защите конкуренции». На практике закрепленный в ст.17.1 Закона механизм не работает, в ряде случаев возникают проблемы, если речь идет о заключении договоров на передачу прав владения и/или пользования договоров на передачу прав владения и/или пользования небольшой площади (до 20 кв.метров). Основные причины в том, что процедура конкурсов и аукционов весьма формализована, государственные органы, организующие конкурсы и аукционы, перегружены работой и расставляют приоритеты в пользу больших площадей. Интерес к небольшим площадям специфического характера обычно имеет одно лицо и проведение конкурса или аукциона превращается в простое соблюдение формальностей. Соответствующие поправки в статью 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» были подготовлены ФАС России в рамках третьего антимонопольного пакета и поддержаны участниками экспертного совета. Кроме того, был поднят еще один пласт этой проблемы, выражающийся в отказе некоторых собственников государственного и муниципального имущества от заключения договоров с операторами связи на размещение оборудования связи. Принято решение о проведении ФАС России расследования по этому вопросу после предоставления заинтересованными участниками рынка соответствующей информации. По итогам заседания участники договорились о дальнейшем сотрудничестве.
Источник: MSKIT.ru