Ещё в сентябре прошлого года в Сети появилась новость о том, что Amazon планирует «большой и дерзкий космический проект». Соответствующее сообщение заметили внимательные интернет-пользователи в появившемся и почти сразу удалённом объявлении о поиске компетентных в данной сфере инженеров на сайте www.amazon.jobs, на базе которого интернет-гигант ищет и набирает новых сотрудников. По всей видимости, под данным проектом имелся ввиду «Project Kuiper», о котором недавно стало известно общественности.
Первым публичным шагом для Amazon в рамках «Project Kuiper» стала подача трёх заявок в Международный союз электросвязи (англ. International Telecommunication Union — ITU) при посредничестве Федеральной комиссии по связи США и от имени компании Kuiper Systems LLC. В заявках содержится план размещения 3236 спутников на низкой околоземной орбите, включая 784 спутника на высоте 590 километров, 1296 спутников на высоте 610 километров и 1156 спутников на высоте 630 километров.
В ответ на запрос портала GeekWire Amazon подтвердила, что Kuiper Systems на самом деле является одним из её проектов.
«Project Kuiper — это наша новая инициатива по запуску группировки спутников на низкой околоземной орбите, которая обеспечит высокоскоростное широкополосное соединение с малой задержкой для необслуживаемых или недостаточно обслуживаемых населённых пунктов по всему миру», — сообщил представитель Amazon в электронном письме. «Это долгосрочный проект, который предусматривает обслуживание десятков миллионов людей, которым не хватает базового доступа к сети Интернет. Мы рассчитываем на партнёрство в этом проекте с другими компаниями, которые разделяют наши цели».
Представитель компании также рассказал, что их группировка сможет обеспечить Интернетом поверхность Земли в диапазоне широт от 56 градусов северной широты до 56 градусов южной широты, таким образом охватив 95% населения планеты.
По оценкам Организации Объединенных Наций, почти 4 миллиарда человек во всём мире недостаточно обеспечены доступом к мировой сети, что становится всё более важным по мере того, как мир накрывает волна глобализации, а информация становится ключевым ресурсом и товаром.
Многие известные компании, как и Amazon, выступили в прошлом с подобными инициативами и работают в этом направлении.
- В прошлом году SpaceX запустила первые два прототипа спутников для своего проекта по созданию масштабной сети спутникового Интернета — Starlink. По ожиданиям компании, группировка спутников вырастет до более чем 12 000 аппаратов на низкой околоземной орбите. Производить спутники будет завод SpaceX в Редмонде, штате Вашингтон. Миллиардер и основатель SpaceX Илон Маск ожидает, что инвестиции в проект Starlink полностью окупятся и, более того, помогут в финансировании его мечты — города на Марсе.
- Компания OneWeb запустила свои первые шесть спутников связи в феврале этого года и планирует запустить ещё сотни в течение следующего года или двух. В прошлом месяце консорциум объявил о получении крупных инвестиций в размере 1,25 млрд долларов от группы компаний SoftBank.
- В 2018 году компания Telesat вывела свой первый прототип спутника связи для низкой околоземной орбиты и планирует запустить ещё сотни для предоставления широкополосных услуг первого поколения в начале 2020-х годов.
Доступ в Интернет уже сейчас можно получить через спутники на геостационарной орбите, например, воспользовавшись услугами таких компаний, как Viasat и Hughes. Тем не менее, несмотря на то, что спутники связи на геостационарной орбите значительно удобнее для использования, так как всегда находятся на одной точке относительно Земли и имеют большую зону покрытия (для 1 спутника около 42 % поверхности планеты), они также имеют крайне высокое время задержки сигнала из-за большего расстояния (минимум 35 790 км) до спутников и высокую стоимость их запуска. Ожидается, что низкоорбитальные спутники будут иметь преимущество как и по задержке, так и по стоимости вывода на орбиту.
Другие компании пытаются найти золотую середину в спутниковой гонке. Одна из них — SES Networks, которая планирует запустить четыре спутника O3b на среднюю околоземную орбиту, чтобы увеличить зону покрытия для своих услуг, одновременно сократив задержку для спутникового сигнала.
Amazon пока ещё не предоставила информацию о начале развёртывания спутниковой группировки Project Kuiper. Также нет информации и о том, сколько будет стоить доступ и подключение к услугам будущего провайдера. Пока можно предположить, что кодовое имя проекта, которое отдаёт дань уважения покойному планетологу Джерарду Койперу и обширному ледяному поясу Койпера, названному в его честь, вряд ли останется рабочим названием службы после того, как она будет коммерчески запущена. Скорее всего, сервис получит название связанное с брендом Amazon, например, Amazon Web Services.
Следующим шагом для Amazon после заявки в Международный союз электросвязи будет подача документов в Федеральную комиссию по связи США и другие регулирующие органы. Процесс одобрения может занять длительное время, так как регуляторам нужно оценить, не будет ли группировка Amazon мешать существующим и будущим группировкам спутников, а также имеется ли у Amazon техническая возможность гарантировать, что их спутники не станут угрозой для жизни при падении на Землю или не превратятся в опасный для других орбитальных объектов космический мусор.
Пока не известно, кто будет производить новые спутники и кто займётся их выводом на орбиту. Но, по крайней мере, учитывая капитализацию Amazon в 900 миллиардов долларов, можно не сомневаться, что данный проект им по карману. Также не стоит забывать, что Джеффу Безосу, владельцу и президенту Amazon, принадлежит компания Blue Origin, занимающаяся разработкой собственной космической ракеты орбитального класса New Glenn. К услугам компании для вывода спутников связи на низкоорбитальную орбиту уже обратились упомянутые нами OneWeb и Telesat. Так что и ресурсы, и опыт у Amazon имеются в достатке. Нам остаётся только подождать, чтобы увидеть, что из этого получится, и кто же выиграет в итоге гонку за место планетарного спутникового интернет-провайдера.
Источник: 3DNews.ru