Эксперты считают, что компания движется в правильном направлении.
Как стало известно CNews, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») обсуждает с компаниями, занимающимися аутсорсинговой разработкой ПО, создание операторского VoIP-сервиса, и готовится к проведению соответствующего конкурса.
Речь идет об аналоге «Мультифона» - программы для IP-телефонии «Мегафона», появившейся в 2008 г. и официально запущенной по всей России для стационарных ПК летом 2010 г., первые мобильные версии появились в августе 2010 г. Функционал “Мультифона” за некоторыми исключениями сопоставим с возможностями сервиса Skype, но полноценно пользоваться им могут только абоненты “Мегафона”.
В «Вымпелкоме» отказались комментировать информацию о проходящих в компании тендерах, но представитель оператора Анна Айбашева заявила CNews, что оператор заинтересован в диверсификации портфеля услуг и анализирует данное направление бизнеса.
Ранее в «Вымпелкоме» не проявляли интерес к IP-телефонии. Представители оператора говорили, что эта технология не обеспечивает требуемых стандартов качества, а кроме того, в России ее регулирование несовершенно.
“Мультифон” также реализован сторонней компанией, говорит CNews представитель “Мегафона” Юлия Дорохина. Опрошенные CNews аутсорсинговые разработчики ПО не стали обсуждать участие в тендере «Вымпелкома», но в компании Spirit рассказали, что направляли оператору предложение о создании продукта с подобным функционалом.
«Вымпелком» решил не отставать от "Мегафона" и готовится к проведению конкурса на разработку ПО для IP-телефонии «Решение делать аналог «Мультифона», безусловно, правильное, - говорит Вячеслав Борилин, вице-президент Spirit. – Сейчас доходы операторов пожирает Skype, сам являясь крупнейшим в мире оператором (20% мирового МГ/МН трафика)».
Операторский VoIP-сервис, по мнению Борилина, должен иметь бесплатный базовый функционал (звонки ПК-ПК, чат): “Должен быть реализован мессенджер, чего пока нет у “Мультифона”.
Монетизация VoIP-сервиса происходит через дополнительные сервисы, например, платную видеоконференцсвязь (ARPU в месяц - $20-40), рассказывает представитель Spirit. За соединения с телефонной сетью общего пользования платит только 5% пользователей, а этого недостаточно для традиционного оператора связи, добавляет он.
В эту логику укладываются действия самого Skype. Напомним, осенью 2010 г. представитель компании заявил CNews о намерении сделать функционал видеоконференций платным, а в феврале 2011 г. он был официально запущен. По мнению Вячеслава Борилина, операторская IP-телефония будет более конкурентоспособна в случае появления ее у многих игроков и совместимости их VoIP-решений.
Наименее заинтересованным в развитии VoIP представителем «большой тройки» оказался сотовый оператор МТС, считающий IP-телефонию несовершенной и сложной для массового пользователя.
«Существует целый ряд предложений для пользования IP-услугами с телефона, как операторских, так и независимых (Skype, Viber и др.), и они не оказывают существенного влияния на рынок мобильной связи, - говорит представитель МТС Валерия Кузьменко. - Приложения для IP-телефонии нашли распространение только среди узкой группы пользователей. Для массового потребителя недостатками такого вида услуг стало низкое качество связи и техническая сложность при использовании приложений IP-телефонии».
Тем не менее, и в МТС не исключают возможности появления операторского VoIP-решения, хотя и считают этот сервис нишевым. «Внедрение подобных решений, как правило, подразумевает обращение к сторонним разработчикам», - добавляет Кузьменко.
“Мультифон” сейчас работает на мобильных платформах Symbian, Android, в ближайшее время должен появиться клиент под iOS. “ПО уже готово к интеграции с другими VoIP-сетями, т.к. использует стандартный SIP-протокол”, - говорит Юлия Дорохина. Свои софтфоны также есть у оператора МТТ (MTTalk), ритейлера "Евросеть" ("Еврофон") и оператора IP-телефонии SIPnet.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин считает, что у подобных операторских решений есть перспектива, и они будут востребованы пользователями как средство сокращения расходов в роуминге. «Для операторов важно развести традиционную МГ/МН и IP-телефонию, продаваемую в виде дополнительного сервиса, чтобы не устраивать конкуренцию между собственными продуктами, - добавляет он. - Пока пользователей «Мультифона» (более 300 тыс. абонентов) значительно меньше, чем абонентов «Мегафона», совершающих стандартные голосовые МГ/МН звонки».
В Skype CNews заявили, что приветствуют конкуренцию: «Потребители смогут выбрать наиболее подходящие им предложения».
Источник: CNews