×

Восстановление пароля

Тарифный план "Запредельный"

От сотовых компаний требуют, чтобы они снизили тарифы роуминга, однако абоненты продолжают получать астрономические счета за звонки из-за границы и мобильный интернет.

Операторы уверяют, что не в силах повлиять на ситуацию — цены диктуют их иностранные партнеры.

В апреле четвертый по количеству абонентов в России сотовый оператор Tele2 (работает в 37 регионах) сделал нестандартный маркетинговый ход. Компания начала продавать в Москве свои SIM-карты, при том что ни лицензии, ни частот, ни собственно сотовой сети для работы в столице у нее нет. Смысл в том, что услуга адресована не тем абонентам, которые живут в Москве, а тем, что из нее уезжают. Звонок в Москву из региона России, в котором работает сеть Tele2, будет стоить подписчику 1,5 руб. (дешевле, чем звонок с телефона МГТС на мобильный), тарифы в международном роуминге начинаются от 18 руб. за минуту разговора и от 9 руб. за SMS.

Акция Tele2 стартовала перед началом теплого сезона. Конкуренты из "большой тройки" ("Вымпелком", "Мегафон" и МТС) тоже готовят "отпускные" предложения. "Вымпелком", например, снизил плату за услугу "Роуминг налегке" с 9 до 5 руб. в день (звонок с "Билайна" на "Билайн" при использовании этого сервиса стоит 1,95 руб. за минуту, звонки на другие российские номера — 4,95 руб.). Для корпоративных клиентов "Вымпелком" запустил услугу "Служебный роуминг": при нахождении во внутрисетевом роуминге за 1,5 тыс. руб. в месяц они получают 3 тыс. минут бесплатных разговоров с абонентами любых российских сетей. Еще одно любопытное нововведение "Вымпелкома" — сервис "SMS-отпуск". За любое отправленное из-за границы SMS-сообщение вы платите 3,95 руб. (чтобы пользоваться сервисом, абоненты на препейдных тарифных планах должны платить 10 руб. в сутки, постпейдным абонентам он будет стоить 300 руб. в месяц).

"Мегафон" выступил с тарифом "Вокруг света": стоимость минуты разговора — 7,5 руб. со второй минуты; первая, правда, стоит 37,5 руб.

планируем выводить на рынок к новому летнему сезону интересные предложения для пользователей мобильного интернета в роуминге, которые позволят абонентам—владельцам смартфонов в роуминге пользоваться ими как дома",— говорит представитель МТС. По его словам, МТС первой из операторов "большой тройки" запустила услугу "Go-go-роуминг": за счет использования технологии обратного вызова делать звонки из-за рубежа получается в четыре-семь раз дешевле, чем на базовых тарифах. Подключение бесплатное, абонентской платы тоже нет, говорит представитель МТС. Таким образом, в странах СНГ, а также в Грузии и Абхазии стоимость звонков снижается в четыре-семь раз, до 8,9 руб. за минуту. А в странах Европы и на некоторых других популярных туристических направлениях (Египет, Израиль, ОАЭ, Китай, Куба, Турция, Таиланд, Тунис, Южная Корея), по его словам, сотовая связь дешевеет в четыре-пять раз, до 15,9 руб. за минуту. Во всех остальных странах цена звонка уменьшается вдвое, до 79 руб. в минуту.

Роуминг раздора

В 2010-2011 годах цены роуминга были предметом бесконечных конфликтов между абонентами, операторами и государственными регулирующими органами. В марте 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона". ФАС обнаружила, что роуминговые тарифы сотовых компаний в 2-2,5 раза выше их же тарифов на международную связь и в 3-6 раз — тарифов, которые могут устанавливать на роуминг европейские операторы (эти тарифы регулируются промышленным комитетом Европарламента). В апреле премьер-министр РФ Владимир Путин упомянул, что проблемы с роумингом существуют, и пригрозил, что, если вина операторов будет доказана ФАС, их ждут санкции. В октябре глава ФАС Игорь Артемьев доложил премьеру, что с 1 декабря "большая тройка" снизит цены на роуминг. В действительности же снижение началось даже несколько раньше.

МТС уменьшила тарифы в странах СНГ, где она работает, почти вдвое, с 59 руб. за минуту до 33 руб., на SMS — в два раза, с 15 до 7,5 руб. Ранее оператор разобрался с внутрироссийским роумингом — стоимость голосовых звонков снизилась с 59 руб. за минуту до 17 руб.

Цены на роуминг по-прежнему заставляют отдыхающих искать альтернативные способы связи

"Мегафон" объявил о снижении роуминговых тарифов в 19 странах, включая Абхазию и Южную Осетию. Стоимость входящих и исходящих из России звонков составила 33 руб., SMS — 13 руб. (до этого входящие звонки стоили 46 руб., исходящие — 56, а SMS — 19 руб.).

"Вымпелком" c конца сентября срезал роуминговые тарифы в восьми странах ближнего зарубежья: минута голосового вызова подешевела с 49 до 34 руб., SMS — с 19 до 9,5 руб.

Коррекция цен, впрочем, не спасла "большую тройку" от штрафа за завышение тарифов, хотя и символического: в феврале 2011 года ФАС предписала компаниям выплатить 38,1 млн руб. (сильнее всех, на 21,89 млн руб., оштрафовали МТС). Кроме того, все три оператора, следуя предписанию ФАС, ввели практику SMS-уведомления абонентов о нахождении в зоне роуминга, а также о том, что тарифицироваться их звонки и интернет-трафик могут с задержкой. Теоретически это должно помочь их клиентам избежать получения астрономических счетов за связь.

Операторам удалось частично снизить тарифы, но действенных механизмов уменьшения цен на роуминг в дальнем зарубежье у них пока нет, признают российские связисты. "Порядка 80% стоимости услуг роуминга составляет доля оператора принимающей стороны. Необходимо понимать, что поток российских путешественников в зарубежные страны во много раз превышает число иностранных туристов, посещающих Россию",— объясняет представитель МТС. Это, по его словам, одна из объективных причин, почему зарубежные операторы не идут на снижение роуминговых тарифов для российских партнеров. "На внутриевропейском рынке местные операторы сталкиваются с серьезными ценовыми ограничениями и зарабатывают на российских абонентах, посещающих зарубежные страны,— говорят в МТС.— Предложения по обоюдному снижению цен они отвергают на том основании, что поток туристов из России и в Россию несимметричен. Но мы продолжаем обсуждать возможности оптимизации цен даже с такими партнерами".

Жесткие ограничения для операторов, предоставляющих абонентам услуги роуминга, действуют в Евросоюзе с 2007 года. Вызов с номера, купленного в Европе, на другой европейский номер не может стоить дороже €0,39 за минуту, а входящий вызов — дороже €0,15. Максимальная плата за исходящее SMS-сообщение составляет €0,11, все входящие SMS бесплатны.

Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина считает, что избавить абонентов от обременительных расходов могли бы договоренности на межгосударственном уровне. "Снижение цен на европейский роуминг возможно при взаимодействии правительства РФ и ФАС с администрацией ЕС и установлении обязательных для операторов обеих сторон тарифов, которые были бы неизменными в течение длительного времени",— уверена она.

Экстремальный серфинг

Мой коллега, некоторое время назад съездивший на отдых в Бельгию, по приезде в Москву получил "сюрприз" от "Билайна". Он там почитал на iPhone какие-то газеты, что-то написал на Facebook, еще скачал какую-то музыку — в итоге счет за интернет-роуминг составил 80 тыс. руб. И это далеко не предел. Недавно Ленинский суд Владимира рассмотрел иск компании "Мегафон" к жительнице города, которой оператор выставил счет за международный интернет-роуминг на 1,055 млн руб.: во время поездки в Грецию дочь и зять этой дамы через оформленный на нее USB-модем скачивали телесериалы. Дама такие претензии не приняла, и дело дошло до суда. Сторона ответчика упирала на то, что "Мегафон" нечетко информировал абонента об условиях обслуживания. По договору оператор должен закрыть клиенту доступ в интернет, как только тот уйдет в минус на 900 руб., и как мог тогда образоваться миллионный долг? — говорили представители защиты. В итоге суд первой инстанции дама выиграла, "Мегафон" же судиться дальше не стал и даже заявил о роуминговой амнистии.

Операторы объясняют появление гигантских задолженностей за интернет тем, что они не могут тарифицировать трафик, который скачивается в сетях роуминговых партнеров в режиме онлайн, поэтому подписчики и выходят за установленные лимиты.

"Мы рассчитываем, что тарифы на международный интернет-роуминг будут снижаться,— говорит Юлия Дорохина из "Мегафона".— Стоимость интернет-роуминга изначально определялась крайне малым спросом на услугу при дороговизне ее технической организации. Рост популярности интернет-роуминга создает условия для снижения себестоимости. В дальнейшем это снижение будет обусловлено успехом международных соглашений, в которых заинтересованы госструктуры разных стран и международные организации вроде Еврокомиссии". Для интернет-роуминга потенциал снижения тарифов значительно больше, чем в случае с голосовыми услугами, указывает Юлия Дорохина: при том что тарифы на "голос" уменьшились на 30%, тарифы на интернет были снижены в четыре раза.

"В переговорах с зарубежными операторами мы выступаем за снижение межоператорских тарифов не только на услуги голосовой связи, но и на роуминг данных, ведь спрос на эту услугу постоянно растет,— говорит представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева.— Не во всех случаях наши партнеры в этом заинтересованы, а именно стоимость межоператорских цен, диктуемых партнерами, определяет финальную стоимость для абонента".

Бизнес на пляже

Простой отпускник в принципе может отключить мобильный телефон и довольствоваться парой-тройкой SMS в день: "Все в порядке", "Кормят хорошо", "Новые джинсы купил" и т. п. Но когда в отпуске приходится оставаться на связи с рабочим офисом, дела обстоят несколько иначе. Автор этого текста после недельного отдыха в Турции привез домой помимо джинсов и восточных сладостей телефонный счет на 8 тыс. руб.

"Удаленный контроль бизнеса требует довольно продолжительных разговоров, и для большинства пользователей роуминговые тарифы просто непомерны,— признает директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Плюс один" Максим Ромашкевич.— Однако и переключение на местного провайдера за рубежом связано с проблемами. На месте можно легко ошибиться с выбором провайдера и тарифного плана, а на "консультанта" вряд ли можно положиться. Особенно в южных странах, где наши соотечественники любят отдыхать".

Кроме того, сообщать партнерам и коллегам новый номер, который вы получаете вместе с местной SIM-картой, во всех смыслах неудобно. К тому же техническая поддержка, инструкции и информационные сообщения на местном языке кого угодно выведут из себя. Сейчас стали довольно популярны разные "SIM-карты путешественника", которые можно приобрести еще в Москве, говорит Максим Ромашкевич. Но и они неидеальны, так как ориентированы в первую очередь на голосовое общение, а когда вы пытаетесь работать на курорте, нужно сочетание выгодных тарифов и на телефонию, и на передачу данных.

"Сейчас доступ в интернет даже важнее, ведь с помощью Skype и других подобных сервисов общаться можно практически бесплатно",— отмечает Ромашкевич. По его словам, наиболее эффективным решением при выезде за рубеж является подключение к специализированным виртуальным операторам сотовой связи (MVNO), имеющим возможность гибко регулировать тарифы в отдельно взятых странах.

"Почта, внутренний документооборот, удаленный доступ к документам — для качественного управления бизнес-процессами важен весь комплекс этих инструментов,— рассказывает гендиректор провайдера виртуальной телефонии "Манго телеком" Дмитрий Бызов.— Оптимальным решением становится уже не просто мобильный телефон, а подключенный к интернету мобильный информационный терминал (нетбук, планшет или коммуникатор) в связке с виртуальной АТС. На терминал устанавливается бесплатная программа интернет-телефонии — SIP (этот вариант лучше) или Skype. А в настройках виртуальной АТС задаются правила автоматического перенаправления звонков между московским номером и интернет-телефоном".

По словам Дмитрия Бызова, у продвинутого провайдера пользователь может сам все настроить в личном кабинете буквально "за пару кликов". "С такой схемой платить нужно только местному провайдеру за доступ в интернет. У пользователя же появляется полный набор инструментов для контроля бизнес-процессов, причем виртуальная АТС автоматически формирует много полезных и удобных отчетов для повышения эффективности такого контроля (информация о принятых и пропущенных каждым сотрудником вызовах, запись разговоров, принятые и отправленные через интернет факсы и др.)",— говорит глава "Манго телекома". Более того, пользователь даже не выпадает из внутрикорпоративных коммуникаций. Например, секретарь может перекинуть входящий вызов на внутренний короткий номер, а говорить с вызывающим можно будет в самолете или на пляже (если там есть Wi-Fi), рассказывает Дмитрий Бызов.

Источник: Коммерсантъ-ДЕНЬГИ